Открываем мир Природы: Азбука туризма

Как организовать туристско-краеведческую Тропу в детском саду

Хранители Природы - ежевика

 Туристско-краеведческая тропа – это эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. Она включает в себя ознакомление с окружающим миром, расширяет кругозор детей, способствует воспитанию патриотических чувств и формирует здоровый образ жизни.

Приобщая детей к туризму и краеведению, мы учим их жить в единении с природой, быть здоровыми и счастливыми, разумно и доброжелательно относиться ко всему, что их окружает.

I. Моя семья

Создание туристско-краеведческой тропы лучше начинать с летописи семьи. Это тетрадь или альбом, в которой дети рисуют, вместе с родителями сочиняют стихи и рассказы о своей семье. Пускай каждый ребенок вместе с родителями составит генеалогическое древо своей семьи. Заключительным станет утренник в детском саду на тему «Моя семья» с приглашением родителей, бабушек, дедушек, с организацией выставки семейных фотографий, рассказывающих историю семьи и поколений. Это будет ваша первая станция.

II. Мой микрорайон

Цель – ознакомление с микрорайоном, его историческими, культурными и природными объектами. Организуйте экскурсию по окрестностям – по микрорайону, в ближайший парк, сквер, лес. Расскажите детям во время экскурсии о наиболее интересных зданиях, улицах, памятниках, редких деревьях. Если в вашем районе встречаются старые вековые деревья, включите их в число объектов экскурсии, расскажите детям об их уникальности. Для лучшего ознакомления с микрорайоном, составьте схему, на которой выберете новые станции (в данном случае – места остановок на маршруте) и основные объекты (то, что вы покажете и про что расскажете детям). Дайте детям задание нарисовать дома или на следующем занятии наиболее запомнившиеся во время экскурсии объекты и места остановок.

III. Экскурсия в краеведческий музей

Следующим этапом создания туристско-краеведческой Тропы станет посещение краеведческого (в сельской местности – школьного) музея. Накануне экскурсии необходимо провести беседу, выяснить, кто уже был в музеях и каких, что дети знают об истории своей местности. После экскурсии в музей продолжите беседу с детьми об истории края, узнайте, что им запомнилось и понравилось. Вместе с родителями проведите фотосъемку экскурсии, а затем оформите выставку фотографий.

IV. Туризм и элементы ориентирования

Завершать туристско-краеведческую тропу нужно более серьезными выходами в природу (элемент похода). Осенью это прекрасно дополняется наблюдением за осенними явлениями (листопад, перелеты птиц), зимой – наблюдением за зимующими птицами, тропами и следами зверей, явлением снегопада, весной – за прилетом птиц, появлением первоцветов, распусканием почек на деревьях. Перед туристскими прогулками, проведите с детьми беседу о правилах поведения в природе и технике безопасности, расскажите, что должен иметь при себе начинающий турист (рюкзачок, компас). Вместе с родителями «оденьте» ребенка для пешеходной прогулки.

 

Введение в топографию.

Ознакомьте детей с топографическими знаками (условные обозначения леса, водоемов, дорог), покажите им топографическую карту.

 

Компас – верный друг туриста.

Научите детей пользоваться компасом, ориентировать компас на север и по сторонам горизонта.

 

Ориентирование по солнцу.

В полдень (12.00 ч.) солнце достигает своего наибольшего возвышения над горизонтом и находится строго под точкой юга. В этот момент все вертикальные предметы отбрасывают самые короткие тени, направленные с юга на север. Для того чтобы определить направление на север, достаточно отвесно воткнуть в землю колышек (гномон). В час дня, когда солнце находится на юге, тень от колышка покажет на север. В 7 часов утра тень от колышка покажет направление на запад. В 7 часов вечера – на восток. Данные верны на период равноденствия (21 марта и 23 сентября), в остальное время данные – приблизительны.

 

Ориентирование по местным предметам.

  • с северной стороны деревья, камни, крыши со временем покрываются лишайниками и грибками;
  • мох покрывает большие камни и стволы деревьев с северной стороны;
  • ягоды и фрукты более спелые (красные, желтые) с южной стороны;
  • снег быстрее тает на южных склонах;
  • грибы предпочитают расти с северной стороны деревьев, пней, кустарников.

 

Завершите вашу работу созданием план-схемы тропы, с указанием всех станций и основных объектов, которые вы посетили с детьми. Приложите ее к своему отчету.

Хранители Природы

Центр экологии, краеведения и туризма

0+ 

Без возрастных ограничений

Яндекс.Погода

Статистика

Яндекс.Метрика