КНИГА ПРИРОДЫ: ОСЕНЬ

Тема «Книга Природы» посвящена знакомству детей среднего школьного возраста с экосистемами своей местности: их разнообразием, особенностями, обитателями и происходящими сезонными изменениями. Это возможно благодаря тому, что мы предлагаем Вам и Вашим ученикам вести «Книгу Природы» весь год – начиная с осени и заканчивая летом. Работая над созданием «Книги», ребята смогут проявить и развить свои самые различные способности. Здесь потребуется вести наблюдения в Природе, работать с литературой и Интернетом, делать рисунки и фотографии, писать очерки и подготавливать большие информационные плакаты, а может быть Вы даже решите снять видеофильм!

Вы можете скачать руководство по созданию первой главы Вашей "Книги Природы".

КНИГА ПРИРОДЫ ОСЕНЬ.doc
Microsoft Word документ 59.0 KB

1. Живая карта

Узнайте, какие экосистемы есть в Вашей местности. Для этого изучите планы местности и спутниковые снимки (можно найти на Интернет-странице www.maps.google.ru), составьте маршрут и организуйте пеший или велосипедный поход. Возьмите с собой фотоаппарат, компас, бинокль, лупу, определители и прочее оборудование, которое может пригодиться для изучения Природы. Делайте записи в дороге!

По возвращению в школу нарисуйте «живую карту» местности (вид с высоты птичьего полёта), на которой отобразите основные экосистемы с главными отличительными чертами и обитателями, а также самые интересные достопримечательности. Подойдите к выполнению этого задания творчески: карта должна быть не только информативной, но и занятной. Нанесите на карту маршрут похода, а рядом прикрепите фотографии, рисунки и мини-сочинения с впечатлениями детей.

2. Любимый уголок Природы: ландшафты сквозь времена года

Выберите любимое место, куда Вам с ребятами нравится часто ходить для наблюдений за Природой. Это может быть берег речки с лесом или лугом по берегам, старый парк или опушка леса. Главное, чтобы оно отличалось разнообразием Природы, а значит лучше, чтобы оно находилось на стыке двух или трёх экосистем.

Этот живописный ландшафт станет Вашей постоянной «полевой лабораторией». Здесь Вы будете проводить детальные наблюдения в течение всего года, следя за тем, как меняется Природа со сменой сезонов и изучая то, как устроены экосистемы, какие функции они выполняют и как человек влияет на них.

 

Осенью вам предстоит выполнить несколько заданий:

2.1. Удивительные обитатели

Первоочередная задача – узнать, кто где живёт. Составьте картотеку животных, растений, грибов и лишайников, которые встречаются на участке. Это не просто список, а информа-ция о каждом объекте по результатам полевых наблюдений. Основой для такой картотеки станут записи в полевых дневниках. Позже их можно будет дополнить данными из литературы и Интернета. Наблюдения очень желательно сопроводить зарисовками и фотографиями.

Каждое наблюдение должно сопровождаться следующей информацией:

- дата и время наблюдения;

- точное место (географическое положение на местности и местообитание организма);

- погодные условия (температура, облачность, осадки, ветер и др.);

- как можно более точное название организма;

- особенности состояния или поведения организма.

При проведении наблюдений обратите особое внимание на сезонные аспекты состояния объекта. Ещё важнее те наблюдения, которые раскрывают разнообразные связи и взаимодействия организмов в экосистеме: пищевые, пространственные и другие.

2.2. Пищевая сеть

Пищевая сеть отражает всё богатство пищевых отношений организмов в экосистеме. Нанесите на доску организмы первого пищевого уровня (растения), а от них наметьте стрелками пищевые связи с растительноядными животными, и далее к хищникам первого и второго порядка. В пищевую сеть можно включить детрит – это мёртвые органические остатки (например, листовой опад или мёртвое дерево). От него стрелки будут вести к организмам-разрушителям (грибам, беспозвоночным животным), а далее снова к хищникам. Нужно помнить, что у каждого организма могут быть пищевые связи со многими другими видами, поэтому стрелки в пищевой сети, как правило, в конечном счёте образуют настоящую паутину.

Выполнять это задание лучше всей группой, предварительно подготовив на маленьких бумажных листочках изображения различных организмов. Результат работы перенесите на большой лист бумаги, чтобы сохранить его.

2.3. Панорама

Теперь, когда ребята хорошо знакомы с обитателями изучаемых экосистем и их взаимоотношениями, пора составить общую картину, и пусть она будет яркой и понятной! Для этого мы предлагаем нарисовать ваше любимое место как бы в разрезе, взглянув на него чуть сверху и со стороны. Возьмите большой лист бумаги (например, ватман), и нанесите на него реку, деревья, тропинку, кустарники, луг, поляну – словом всё, что видите перед собой. В результате совместных усилий Ваших учеников получится великолепный пейзаж. Теперь подумайте о деталях. Изобразите типичных, или, наоборот, редких и уникальных обитателей различных частей Вашего ландшафта. Главное – правильно отобразить их экологические связи, то есть поместить каждый вид животных или растений в нужное место.  Добавьте небольшие подписи и комментариями. Полученное произведение станет отличным наглядным пособием на занятиях кружка и уроках природоведения, биологии и экологии. А ещё это Ваш стенд, который Вы привезёте на отчётную конференцию «Хранителей Природы»!

2.4. Осенний календарь

Каждый раз, посещая свой участок, вы будете отмечать происходящие здесь сезонные изменения. Записывайте ключевые события, чтобы по окончанию осенних наблюдений можно было составить календарь наступления осени. Позвольте ученикам проявить свою фантазию при его оформлении, чтобы он получился не только информативным, но и оригинальным.

2.5. Экологический десант

Вот несколько путей как Вы можете помочь:

• обустройте место отдыха (огороженное камнями кострище, скамейка, мусорный контейнер и др.);

• обустройте место для наблюдений (например, мостки на берегу реки или пруда, наблюдательная площадка на старом дереве);

• изготовьте и установите информационные знаки и плакаты, рассказывающие о ме-стной Природе и призывающие бережно к ней относится;

• проведите разъяснительные беседы с отдыхающими и местными жителями, раздайте заранее подготовленные листовки, открытки или буклеты;

• устройте акцию по очистке от мусора;

• устраните лишние кострища, закрыв их дёрном;

• свяжитесь с местной администрацией, чтобы узнать, как ещё вы могли бы помочь.

Постарайтесь осветить организованные Вами акции в местной газете или хотя бы на специальном школьном стенде. Важно вовлечь в эту работу больше людей, но главное, чтобы они делали это добровольно и от чистого сердца, ведь главное – это что изменится в их отношении к Природе, а не сиюминутный результат!

Осенняя обзорная экскурсия

Рабочие карты для обзорной экскурсии в лес в осенний сезон включают разделы:

  • наблюдение за погодой (мини-определительная таблица различных форм облаков),
  • плоды деревьев и кустарников (иллюстрации плодов конского каштана, березы, лещины, дуба, вяза, ясеня, ольхи, клена, рябины, окна для зарисовки других видов),
  • древоразрушающие грибы (мини-определитель из руководства «Операция «Тихая охота» Программы «Хранители Природы»),
  • определение деревьев по листьям (Операция «Листопад»),
  • обитатели верхнего слоя почвы и листового опада (материалы Операции «Листопад»).
Рабочая карта
Составитель: Н.Дорушина, исполнительный директор Экологической группы "ГИД", 2013 г.
Рабочая карта_осень.pdf
Adobe Acrobat документ 1.3 MB
Титульный лист карты
Рабочая карта_титульный.pdf
Adobe Acrobat документ 734.6 KB
Библиография
Библиографический список к карте.pdf
Adobe Acrobat документ 163.3 KB
Хранители Природы

Центр экологии, краеведения и туризма

0+ 

Без возрастных ограничений

Яндекс.Погода

Статистика

Яндекс.Метрика