СЛЕДЫ НА СНЕГУ

Большинство диких лесных животных ведут скрытный образ жизни. Поэтому наблюдать их в Природе чрезвычайно трудно и удаётся редко. С наступлением зимы парки, сады и леса покрываются белым снежным покрывалом. Это лучшее время, чтобы разгадать тайны жизни зверей. Ключ к разгадке – следы. Работа по этой теме программы "Хранители Природы" нацелена на то, чтобы помочь школьникам познакомиться с видовым многообразием зверей и образом их жизни в зимний период, развить наблюдательность, интерес и заботливое отношение к миру дикой Природы. Вы можете скачать методическое руководство и форму отчёта, викторину для школьников, презентацию "Следы на снегу", учетную карточку и определительную таблицу.

Следы на снегу-2010-Дорушина.pdf
Adobe Acrobat документ 941.8 KB
СЛЕДЫ НА СНЕГУ.doc
Microsoft Word документ 207.5 KB

1. Перед экскурсией

Перед тем, как приступать к изучению диких животных на практике, нужно обсудить с ребятами несколько вопросов:

  • Кто такие звери? В чём состоят главные особенности млекопитающих (теплокровность, шерсть, зубы, деторождение и выкармливание детёнышей молоком).
  • Какие из наших зверей впадают зимой в спячку (например, ёж, барсук, енотовидная собака), а какие бодрствуют, и с чем это связано?
  • Какие бывают следы и о чём они могут рассказать.
  • Как человек влияет на лесных зверей? (Охотничье хозяйство, подкормка копытных зимой; браконьерство и его опасностьКак каждому необходимо подготовиться к экскурсии? (Познакомиться с литературой; взять с собой блокнот, мягкие простые карандаши и термос с горячим чаем; одеться тепло, но так, чтобы не идти взмокшим!).

Настоящий следопыт должен знать, что следы по своей природе могут быть разных видов:

  • Следы передвижения – отпечатки лап и других частей тела (хвост, брюхо); сломанные кустарники, набитые тропы и т.п.;
  • Следы кормовой деятельности – остатки и запасы пищи, следы поиска пищи, кормовые столики, обкусы и заломы растений, следы преследования и перетаскивания добычи и др.;
  • Следы, связанные с устройством убежища – норы, логова, лёжки, ходы под снегом и пр.;
  • Следы жизненных отправлений животных – экскременты, мочевые точки, следы линьки и ухаживания за волосяным покровом, трупы погибших животных;
  • Информационные следы – следы передачи территориальной информацией, свидетельствующие о занятости участка – царапины и закусы на деревьях и земле, выделения мускусных желез, звуковые сигналы.
Млекопитающие нашей области.doc
Microsoft Word документ 68.0 KB
Презентация Следы на снегу.pps
Презентация Microsoft Power Point 1.4 MB
Задание Следы на снегу для младших школь
Microsoft Word документ 402.0 KB

2. На экскурсии

Планируя экскурсию, постарайтесь выбрать снежную погоду. Идеально, если снег прошёл ночью.  Местом проведения экскурсии может быть выбран лес (желательно, на некотором удалении от жилья) или, в случае отсутствия такой возможности, большой парк (где видовой состав будет гораздо беднее).

1. Конкурс следопытов

Придя в лес, вы можете объявить конкурс, кто найдёт самый большой и самый маленький следы, кто больше всех найдёт следов и кто сможет узнать по следам наибольшее число видов животных.

2. Кто где живёт?

Вместе с ребятами внимательно изучите участок леса, и постарайтесь найти как можно больше разных следов. Зарисуйте их в блокноте и определите вид животного, а также тип следа, отметьте место обнаружения на карте или плане местности и укажите вид местообитания (например, ельник или берёзовая роща), а также дату и время..

3. Коллекция следов

Соберите коллекцию следов (шишек и орехов, погрызенных разными животными, в том числе птицами), снабдив их этикетками с указанием вида растения, вида зверя, оставившего след, места и даты сбора.

4. Тропление, или по следам лесного зверя

Обнаружив чёткий, желательно свежий след, не стойте на месте, гадая, кто его оставил. Идите вдоль следа – поймите повадку зверя, «его видовой почерк» - и найдите ответ. Тропление – это прослеживание всего следа, всего пути животного.

Обязательно ведите подробную запись всего интересного, что встретится при троплении.

5. Защитим лесных зверей!

Если Вам удалось обнаружить капканы, установленные в лесу браконьерами, постарайтесь снять их, или, если это опасно, отметьте их местоположение и обязательно сообщите егерю или леснику. Особую опасность представляют обычные проволочные петли – звери очень часто лишаются конечностей или погибают, оказавшись в такой хваткой ловушке. Соберите петли и передайте их в охотинспекцию.

мини-определитель для начальной.docx
Microsoft Word документ 198.0 KB
Учетная карточка.doc
Microsoft Word документ 40.5 KB

3. В классе и дома

1. Составьте отчёт об экскурсии (или экскурсиях)

При составлении отчёта, пожалуйста, используйте форму, которая находится в пособии.

2. Картотека следов диких лесных животных

Используя рисунки и записи, сделанные в блокноте во время экскурсии, составьте картотеку следов лесных животных. На листе бумаги (можно прямо в альбоме или тетради) как можно точнее нарисуйте след, указав масштаб, рядом напишите видовое название животного, где оно встречается в вашем лесу, а также кратко расскажите о его облике и повадках (когда активно, как и чем питается, где прячется).

3. Рассказ «Один день (или одна ночь!) лесного зверя»

Предложите школьникам написать небольшую увлекательную историю об одном из диких лесных зверей и его повадках, вспомнив увиденное на экскурсии и прочитанное в книгах.

4. Как вовлечь больше людей

1. День лесных зверей

Для того чтобы как можно больше учеников Вашей школы узнало о лесных зверях и необходимости их охраны, организуйте День лесных зверей. Разрабатывая план праздника, задействуйте всю свою фантазию.

2. Напишите статью в местную газету 

Если ребята считают, что есть основания для беспокойства, напишите вместе сними статью в газету или выступите на местном радио в защиту лесных зверей от браконьерства. Это также может быть сообщения об интересных наблюдениях за животных.

Викторина для школьников.doc
Microsoft Word документ 26.5 KB
Хранители Природы

Центр экологии, краеведения и туризма

0+ 

Без возрастных ограничений

Яндекс.Погода

Статистика

Яндекс.Метрика