КНИГА ПРИРОДЫ: ЗИМА

Работа по второму, зимнему разделу темы «Книга Природы» позволит ребятам как узнать больше об уже изученных осенью организмах, так и познакомиться с совершенно новыми, которых они раньше не находили либо просто не обращали внимания. Ведь скудность зимней Природы имеет и обратную сторону – можно гораздо детальней исследовать несколько объектов, не рассеивая внимание сразу на многих.

Осенью вы уже рассмотрели разнообразные экосистемы, составляющие вашу местность (а, может быть, даже создали «Живую карту» окрестностей своего поселка или школы) и выбрали вместе с ребятами любимый уголок для дальнейшей работы. Зимой мы предлагаем Вам сконцентрировать свои усилия именно на этом участке Природы, на примере которого удастся проследить сезонные изменения в жизни обитателей и узнать больше о различных стратегиях выживания организмов в суровых условиях зимы.

Книга+Природы-Зима (руководство к действ
Adobe Acrobat документ 366.9 KB

1. Наблюдения в любимом уголке Природы

1. Жизнь под снегом

Если уже выпал снег, вы легко сможете обнаружить его обитателей: наиболее крупных – мышей и полѐвок выдают ходы, здесь и там выныривающие на поверхность и продолжающиеся мелкими следами. На поверхности снега часто можно обнаружить кучки свежего грунта – крот не прекращает активную деятельность даже под снежным покрывалом.

Разрыв снег, вы обнаружите осенний листовой опад (или лесную подстилку), который служит дополнительным теплоизолятором для почвы и ее обитателей. Вы можете измерить температуру в разных слоях: на поверхности, под снегом, под опадом и в почве. Нарисуйте график и определите закономерность; чем она может объясняться? Изучая организмов, зимующих под снегом, вы обнаружите, что часть из них находится в оцепенении, а другая часть активна. Отметьте различное поведение этих животных и проанализируйте, с чем связана активность одних и спячка других, чем определяется выбор именно такой стратегии выживания зимой.

2. Цветы и плоды зимой

  Конечно же, гораздо чаще зимой можно встретить ягоды и семена, чем цветущие растения. Но бывают и исключения. Например, в нашей области именно январь-февраль является основным периодом цветения обыкновенной лещины (орешника). Если приглядеться к кустам этого растения, то помимо желтых мужских сережек можно обнаружить почки с мелкими ярко-красными женскими цветками.

Под снегом развиваются и другие первоцветы – лютик-чистяк и гусиный лук, белый подснежник и сибирская пролеска. Разрыв снег, вы увидите, что они растут из подземных хранилищ питательных веществ – клубеньков (лютик), корневищ (ветрени-цы) или луковиц (подснежники, гусиный лук и др.).

Однако, помимо первоцветов, зимой могут продолжать цвести и поздние растения, такие как яснотка пурпурная (цветѐт с весны до поздней осени и даже начала зимы).

Изучите также, ягоды и семена каких растений в большом количестве сохраняются зимой на вашем участке и привлекают кормящихся здесь птиц (регистрируйте также виды этих пернатых).

3. Жизнь под корой и на коре

Кора – кожа дерева. Она водоустойчива и защищает дерево от чрезмерного нагрева или переохлаждения, атак грибов и насекомых. Внутренний слой древесины обеспечивает поток питательных веществ и вод от корней к листьям. В случае если с дерева срезают замкнутое кольцо коры, то оно погибает.

  Под отстающими кусочками коры деревьев, таких как каштан, можно обнаружить довольно большое количество самых различных организмов. В основном, это мелкие насекомые, в том числе крохотные ногохвостки. Как правило, необходимо вооружиться лупой или бинокуляром, чтобы рассмотреть этот крохотный мир в подробностях. Здесь же можно встретить переплетающиеся гифы грибов – в том случае, если дерево поражено. На коре можно встретить водоросли и эпифитные лишайники.

4. Птицы и млекопитающие

Проведите наблюдения за птицами и зверьми, зимующими на Вашем участке. Для этого каждый раз берите с собой бинокль и атлас-определитель. Старайтесь отмечать, где именно встречены птицы, и каковы особенности их поведения (например, где и чем они кормились). Организуйте подкормку птиц, приняв участие в акции «Поможем зимующим птицам!».

Для изучения млекопитающих исследуемого участка воспользуйтесь методическими рекомендациями, изложенными в руководстве «Следы на снегу».

5. Кто как выживает зимой?

Сравните результаты зимних и осенних наблюдений. Какие из организмов исчезли? Куда они делись (зимуют в скрытой форме – в виде яиц или личинок; мигрировали; откочевали)? Какие организмы сменили свое «место жительство» в пределах изучаемой экосистемы? Какие из организмов ведут активный образ жизни, а какие находятся в состоянии спячки (криптобиоза)?

2. Творческие задания

1. Подготовьте оригинально оформленный зимний календарь, в котором отметьте наиболее интересные наблюдавшиеся природные явления.

2. Создайте вторую главу «Книги Природы», посвященную зиме. Составьте ее из наблюдений животных и растений, описанных детьми и оформленных в виде листа на каждый вид организма. Дополните наблюдения фотографиями, зарисовками, а также литературными материалами и данными из Интернет.

3. Нарисуйте зимнюю панораму вашего любимого уголка. Хорошо, если это тоже место и тот же ракурс, которые использовались осенью. На рисунке отобразите произошедшие сезонные изменения, разместите на нем встреченные зимой организмы и краткую информацию о них. Добавьте фотографии и дополнительный текст, и у Вас получится прекрасный стенд для участия в отчетной конференции!

Задание для школьников.doc
Microsoft Word документ 2.7 MB

Зимняя обзорная экскурсия

Карты для обзорной экскурсии в зимнее время года включает разделы:

  • определение деревьев в безлистном состоянии по форме кроны (включает изображения силуэтов липы, дуба, конского каштана, ивы, рябины, ольхи серой и черной, березы, пустые строки для записи о других видах),
  • мини-определитель хвойных деревьев (ель, сосна, лиственница, можжевельник и туя),
  • блоки «Жизнь под снегом» и «Лишайники»,
  • адаптированные задания «Жизнь под корой», «Цветы и плоды зимой», «Зимующие птицы» (мини-определитель с изображениями свиристели, снегиря, дятла, пищухи, поползня и чечетки, силуэты зимующих водоплавающих птиц) из материала «Исследование парков, садов и скверов»,
  •  страницу «Следы на снегу» (информация о типах следов, мини-определитель с изображениями следов передвижения зверей и птиц).
Рабочая карта
Составитель: Н.Дорушина, исполнительный директор Экологической группы "ГИД", 2013 г.
Рабочая карта_зима.pdf
Adobe Acrobat документ 1.4 MB
Титульный лист карты
Рабочая карта_титульный.pdf
Adobe Acrobat документ 734.6 KB
Библиография
Библиографический список к карте.pdf
Adobe Acrobat документ 163.3 KB
Хранители Природы

Центр экологии, краеведения и туризма

0+ 

Без возрастных ограничений

Яндекс.Погода

Статистика

Яндекс.Метрика