КНИГА ПРИРОДЫ: ВЕСНА

Весна – лучшее время, чтобы хорошо узнать Природу своей местности. Если Вы ещё не принимали участия в работе по теме «Книга Природой» осенью или зимой, это не помешает Вам присоединиться к другим участникам сети «Хранители Природы» и начать захватывающее знакомство с природными экосистемами и происходящими в них сезонными изменениями. А тем, кто уже выбрал свой самый любимый уголок Природы и начал его изучение в предшествующие времена года, останется только удивляться, как он преобразится и как много новых организмов удастся здесь обнаружить.

Если зимой главной проблемой юных исследователей была скудность Природы, то весной, наоборот, сложно сосредоточить внимание на чём-то одном – так много интересных объектов и природных явлений сменяют друг друга как во время одной прогулки, так день ото дня.

КНИГА ПРИРОДЫ ВЕСНА.docx
Microsoft Word документ 30.5 KB

1. Наблюдения в любимом уголке Природы

1. Первые цветы весны

Самое начало весны – наиболее подходящее время для знакомства с растениями, произрастающими в вашей местности. В это время их ещё не так много и дети смо-гут без труда научиться отличать их друг от друга. Наверняка на выбранном Вами для изучения участке в изобилии встречаются такие раннецветущие растения как гусиный лук, лютик-чистяк или ветреница, а по берегам ручья может быть удастся обнаружить болотную калужницу. Обратите внимание ребят на то, что все эти растения – эфеме-роиды, то есть они цветут очень короткое время, до распускания листвы на деревьях. Интересным заданием будет ведение весеннего календаря цветов, на котором рядом с каждым днём можно поместить изображение зацветшего растения.

 

2. Серёжки, пыльца и ветер

Ваше внимание, конечно, привлекут не только травянистые растения, но и деревья, многие из которых (например, ольха и лещина) цветут очень рано. Рассматривая ветви обыкновенной лещины, можно увидеть длинные висячие серёжки – соцветия мужских цветков, а также почки с маленьким пучком ярко-красных женских цветков. Зацветая ещё в январе или начале февраля, лещина отцветает уже к марту. Повислая берёза, имеющая коричневые мужские и маленькие зелёные женские серёжки, цветёт гораздо позже – с апреля по май. Соцветия бука находятся на концах длинных висячих стебельков, а дуба – расположены по всей их длине. Все эти деревья служат яркими примерами ветроопыляемых растений. Достаточно слегка потрясти ветку с серёжками, так чтобы они соприкасались, и можно увидеть облака пыльцы.

 

3. Мир пруда

Водоём – это целый мир для начинающих исследователей. Если на выбранном вами участке есть пруд или протекает небольшая река, ваши наблюдения из наземного мира могут дополниться не менее захватывающими наблюдениями из мира подводного.

Для знакомства с подводными обитателями потребуется гидробиологический сачок, который можно смастерить самостоятельно, банки и лотки для сбора образцов, лупы и справочники для их определения. Изучая обитателей водоёма, постарайтесь разделить их вместе с учениками на различные группы.

Нарисуйте экосистему водоёма на листе ватмана, разместив обитателей в соответствующем слое и сделав подписи и информационные выноски.

Вы можете воспользоваться методами, предложенными в операции «Живой ручей», и определить качество воды в изучаемом водоёме. Помните, что для стоячих водоёмов (озёр и прудов) и крупных рек следует использовать не макроиндексацию, а более универсальный (но менее точный) метод Майера, предложенный в дополнительных методических разработках по теме «Наше общее наследие».

 

4. Животные с двумя средами обитания

Особый интерес с точки зрения знакомства с различными экологическими связями в Природе представляют организмы, обитающие в различные периоды своего разви-тия в разных средах. Объектами для наблюдений могут стать амфибии, а также стрекозы, подёнки и веснянки, комары и большое количество других видов насекомых. Наиболее удачными являются первые два, поскольку они довольно крупные. Отловите крупную личинку стрекозы и поместите её в маленький аквариум или банку. Позаботьтесь о пище – помните, что как личинки, так и взрослые стрекозы являются хищниками. Кроме того, над водой должен возвышаться торчащий из неё тонкий прутик, который понадобится личинке для превращения во взрослую особь.

Вы также можете собрать небольшое количество лягушачьей или жабьей икры или отловить тритонов, которые отложат икринки на подводные растения. Это позволит пронаблюдать весь процесс превращения – от икринки к почти взрослому организму. Зарисовывайте разные стадии развития личинок и регулярно делайте записи.

 

5. Как устроен лес?

Весна – отличное время, чтобы познакомиться с внутренним устройством экосистемы леса. Важнейшей особенностью леса является его ярусность. Выясните, какие растения преобладают в различных ярусах (напочвенном, травянистом, кустарниковом, подлеске, нижнем и верхнем древесных ярусах). Пронаблюдайте, как распределены по этим ярусам другие организмы, прежде всего животные. Включите результаты наблюдений в итоговую панораму ландшафта вашего любимого уголка Природы, которую Вы привезёте на весеннюю конференцию в виде отчётного стенда.

 

6. Борьба за пространство

Именно весной разворачивается скрытая от непосвященного взгляда борьба – соревнование за пространство, территориальный участок. Такие территориальные участки существу-ют у многих животных – у большинства птиц, млекопитающих и даже у некоторых насекомых (например, известные сражения жуков-оленей). Различные животные по раз-ному обозначают владение своим участком – голосом, когтями, мочой, пахучими секретами специальных желез и т.д. Совершая прогулки в выбранном для наблюдений месте, старайтесь отмечать такие сигналы.

 

7. Ночные тайны

Самым ярким событием в рамках работы над темой «Книга Природы» может стать вечерняя экскурсия на место постоянных наблюдений. Это позволит проследить не только те изменения, которые происходят от сезона к сезону, но и в течение суток.

2. Творческие задания

1. Подготовьте оригинально оформленный весенний календарь, в котором отметьте наиболее интересные наблюдавшиеся природные явления.

2. Создайте третью главу «Книги Природы», посвящённую весне. Составьте её из наблюдений животных и растений, описанных детьми и оформленных в виде листа на каждый вид организма. Дополните наблюдения фотографиями, зарисовками, а также литературными материалами и данными из Интернет.

3. Нарисуйте весеннюю панораму вашего любимого уголка. Хорошо, если это тоже место и тот же ракурс, которые использовались осенью и зимой. На рисунке отобразите произошедшие сезонные изменения, разместите на нём встреченные весной организмы и краткую информацию о них. Добавьте фотографии и дополнительный текст, и у Вас получится прекрасный стенд для участия в отчётной конференции!

4. Создайте местную Красную Книгу, посвящённую редким и требующим особого внимания грибам, лишайникам, растениям и животным вашего природного уголка. Сопроводите описание каждого вида оценкой численности и картой распространения в изученной местности.

Фенологические наблюдения

Фенология изучает закономерности сезонного развития природы. Но фенология имеет дело не со всем многообразием природных явлений, а с теми, которые достаточно упорядочены во времени и повторяются каждый год приблизительно в одно и тоже время. Главное условие успешности фенологических наблюдений – это их регулярность и систематичность, а также точные записи наблюдаемых явлений. Фенологические наблюдения позволяют выявить многолетние изменения в природе, закономерности сезонных явлений в наблюдаемой местности. Предлагаем продолжить знакомство с сезонными изменениями в экосистемах в рамках работы по теме «Книга Природы» и дополнить их фенологическими наблюдениями, которые можно начать весной и вести в течение всего года.

Фенологические наблюдения.doc
Microsoft Word документ 236.5 KB

Весеннее пробуждение

Данная тема предусматривает долгосрочные наблюдения экосистемы и будет включать визуальные наблюдения, ведение календаря природы, определение растений и некоторых видов животных, измерения и фотографирование. Ниже вы можете скачать методическое руководство.

Цель: стимулировать в детях навыки наблюдения за природными явлениями на примере весенних изменений в природе. Работа рассчитана на средний и старший школьный возраст, однако младшие школьники могут участвовать как наблюдатели и помощники в исследовательской группе более старших детей.

Весеннее пробуждение.doc
Microsoft Word документ 53.5 KB

Весенняя экскурсия

Комплект для весенней обзорной экскурсии включает разделы:

  • раннецветущие растения (мини-определитель и список дикорастущих первоцветов, весенних пищевых и лекарственных растений, страдающих от массового сбора в Калининградской области из материалов Операции «Первоцвет»),
  • определение деревьев по побегам (мини-определитель с изображением побегов липы, ольхи, дуба, осины, ясеня, конского каштана, клена и ивы из материала «Исследование парков, садов и скверов»), 
  • распускание листьев и цветение деревьев, птицы весной, небольшой блок по древоразрушающим грибам (мини-определитель аналогичный материалу «Исследование парков, садов и скверов), 
  • наблюдения за насекомыми (Операция «Кто живет рядом с нами»), 
  • страница для описания возможной ночной экскурсии. 

Ниже вы можете скачать рабочие карты для весенней экскурсии.

Рабочая карта
Составитель: Н.Дорушина, исполнительный директор Экологической группы "ГИД", 2013 г.
Рабочая+карта_весна.pdf
Adobe Acrobat документ 1.1 MB
Титульный лист карты
Рабочая+карта_титульный.pdf
Adobe Acrobat документ 734.6 KB
Библиография
Библиографический+список+к+карте.pdf
Adobe Acrobat документ 163.3 KB
Хранители Природы

Центр экологии, краеведения и туризма

0+ 

Без возрастных ограничений

Яндекс.Погода

Статистика

Яндекс.Метрика